Моющие присадки

В европейских спецификациях отсутствуют прямые требования по обязательному введению моющих присадок, но несмотря на отсутствие законодательного регулирования в Европе свыше 90% топлив, реализуемых в странах ЕС, содержат моющие присадки. И это неслучайно. Снижение содержания серы в топливе приводит к существенному уменьшению токсических составляющих отработавших газов дизелей, таких как твердые частицы, SO2 и не сгоревшие углеводороды, но попрежнему остается проблема выбросов углекислого газа. Эффект по снижению выбросов CO2 может быть получен только применением топлив, обеспечивающих чистоту основных деталей двигателя и препятствующих образованию отложений.

Моющие присадки очищают от нагара и поддерживают в чистоте распылители форсунок, вследствие чего обеспечивается равномерность распыла и подачи топлива в камеру сгорания. В результате снижается расход топлива и токсичность отработавших газов. Кроме того, с увеличением производства реактивного топлива изменился фракционный состав дизельного топлива.

На  рис. 3 представлено влияние отбора реактивного топлива от потенциального содержания его в нефти на состав дизельного топлива: а – без отбора керосина, т.е. реактивное топливо на НПЗ не вырабатывается и все его фракции входят в состав топлива дизельного. В этом случае дизельное топливо имеет широкий фракционный состав 180–360°С, что благоприятно для работы дизельного двигателя. При отборе реактивного топлива в объеме 10% от потенциального содержания его в нефти (см. рис. 3,б), что наиболее типично для НПЗ, дизельное топливо будет иметь более узкий фракционный состав (180–320°С).

Значительное уменьшение диапазона температур эффективного испарения топлива приводит к ухудшению смесеобразования и, как следствие, к закоксованности распылителей форсунок, снижению их пропускной способности, а также к отложениям на деталях двигателя и топливной аппаратуры, увеличению эмиссии токсичных продуктов сгорания.

При полном (100%ном отборе) реактивного топлива(см. рис. 3, в) дизельное топливо не содержит легких фракций, выкипающих до 240°С. Для обеспечения требований стандарта по фракционному составу, вязкости необходимо снизить и конец его кипения. В этом случае дизельное топливо будет представлять собой узкую 50 градусную фракцию 240–290°С, использование которой в двигателе крайне затруднительно.

В большинстве случаев моющие присадки вырабатывают на основе с укцинимида низкомолекулярного полиизобутилена. Эффективность их действия зависит от углеводородного состава топлива. Поэтому во всех случаях необходимо подбирать оптимальную присадку и ее концентрацию для каждого конкретного топлива.

На заводах ОАО «ЛУКОЙЛПермнефтеоргсинтез», ОАО«ЛУКОЙЛНижегороднефтеоргсинтез» и ОАО «ЛУКОЙЛУтатнефтепереработка» к применению допущена присадка Keropur DP 4510 фирмы BASF.

Моющие присадки можно вводить в топливо на всех стадиях его производства, хранения и применения. При первом использовании моющих присадок необходимо промыть всю топливную систему, начиная с емкостей, в которых храится топливо. Иначе присадка будет  вымывать накопившуюся грязь, что может привести к забивке фильтров и остановке двигателя.

Как показали проведенные исследования, моющие присадки могут оказывать отрицательное влияние на седиментационную устойчивость дизельного топлива, содержащего депрессорнодиспергирующую присадку (табл. 11). С этой проблемой столкнулись при испытании дизельного топлива Евро производства ОАО «ЛУКОЙЛПермнефтеоргсинтез». Образец, содержащий депрессорно-диспергирующую присадку фирмы Clariant и моющую присадку фирмы BASF, расслоился при испытании в холодильной камере. В то же время пакет присадок фирмы BASF при хранении не расслаивался. Улучшить стабильность этого топлива возможно либо снизив концентрацию моющей присадки, либо добавив в топливо диспергатор парафинов. Это еще раз подверждает, что при подборе пакета присадок должны быть исследованы все вопросы, которые могут встретиться в условиях эксплуатации.

За рубежом на терминалах для улучшения потребительских свойств в состав топлива добавляют различные присадки или пакет присадок, которые фирма выбрала для своего «бренда». Бренд предлагаемых присадок зависит от маркетинговой стратегии фирмы, реализующей топливо на рынке. В Германии на заправках Shell и Arai Ultmate можно заправиться дизельным топливом Premium. В состав этого топлива, наряду с обязательными для производства дизельного топлива, входят моющая и антикоррозионная присадки, деэмульгатор, а также добавка Dehazers – для предотвращения помутнения топлива при попадании в него воды.

НК «ЛУКОЙЛ» изготавливает и реализует на своих заправках дизельное топливо ЭКТО, содержащее не только противоизносную, цетаноповышающую, депрессорнодиспергирующую, но и моющую присадку.В состав пакетов присадок могут входить антикоррозионные, деэмульгирующие, антипенные присадки. Предлагаются даже экзотические добавки – отдушки дизельного топлива.

Антикоррозионные присадки – необходимость их добавки обусловлена тем, что при гидрообессеривании из топлива вместе с сернистыми соединениями и ароматическими углеводородами удаляются поверхностноактивные вещества, что приводит к снижению способности топлива вытеснять влагу с поверхности металла и образовывать защитную пленку.

Источник: Научно-технический журнал "МИР НЕФТЕПРОДУКТОВ", №9–10 2009 год. Автор - Т.Н. МИТУСОВА, др техн. наук (ОАО «ВНИИ НП»).